5 психологических ловушек, в которые попадают инвесторы

5 психологических ловушек, в которые попадают инвесторы

Говард Маркс и профессор Пол Джонсон написали книгу, в которой сформулировали мысль: опаснейший враг инвестора – это он сам. Это действительно так. Часто «людские» или психологические факторы могут серьезно сказаться на стоимости бумаг. Стоит разобрать 5 главных ошибок инвесторов.

1.      «Закон маленьких чисел»

Речь идет о склонности делать далекие прогнозы, основываясь на недостаточном количестве информации. Например, инвестор наблюдает динамику акций за прошедшие 2 месяца: они идут вверх. Он делает вывод, что это прибыльная компания. Однако аналитики за два месяца недостаточно – это лишь случайности, на основании которых нельзя делать вывод.

Это то же самое, что бросать кости и, когда дважды выпадает 6, начинать считать кубик счастливым, продолжая играть только с ним. Или по-другому, выкинуть 6-ку пять раз подряд и недооценить вероятность ее появления в шестой раз (в реальности остается неизменной).

Ошибка в том, что люди на небольшом временном отрезке хотят применить те же закономерности, что и на продолжительном (в случаи с кубиком – что грань будет выпадать равное число раз). Стоит остановить себя, если начинает казаться, что инвестор нащупал тренд на рынке. Нужно подумать, если ли за этим решением логика – обычно ее нет. Люди склонны искать закономерности там, где их нет.

2.      Излишняя самоуверенность

247641aa-9c0d-497a-aeb8-96a722f8c0e1

Если инвестору кажется, что он может «поднять денег» на рынке за несколько дней, то значит, он считает себя умнее остальных. Фондовый рынок устроен так, что если кто-то заработал, то другой что-то потерял. Для того, чтобы считать себя умнее остальных, нужно иметь для этого веские основания. Например, если инвестору известна уникальная информация (речь не об инсайдерской торговле, но, если, к примеру, компания выпускает товар, по которому игрок является экспертом).

Во всех странах и на всех рынках прослеживается правило: чем чаще человек действует, тем меньше его заработок. Инвесторы, которые реже выходят «в поле» используют дело в качестве долгосрочного инструмента. Они изменяют портфель редко, анализируют ситуацию и выискивают уникальные ситуации, в которых смогут назвать себя «умным».

3.      Горечь проигрыша

Люди сильнее реагируют на неудачи, чем на победы. Из-за нежелания разочароваться проявляется проблема: инвестор вкладывается, замечает, что теряет деньги, но продолжает воспринимать это как временную проблему. Из аналитики индивидуальных игроков заметно, что они позже положенного продают падающие бумаги, а растущие – слишком рано. Инвестору нужно обозначить для себя для себя правило: если акция поднимается или падает до конкретной отметки (например, 10%) – ее нужно продавать.

4.      Популярность информации

Еще одна ловушка – проблема потребления информации. Инвесторы обращают внимание только на вещи, которые до них доходят. Нужно понимать, что они часто являются случайностью. Если люди все время о чем-то говорят (например, блокчейны в свое время) – это говорит только о том, что это интересно. Интерес и прибыль – все же разные вещи.

5.      Выживший пилот

Во течение Второй мировой войны инженеры собирали данные, на основании которых делали выводы, что нужно укреплять броней места, где самолеты чаще пробивали. При этом в реальности не возвращались на базу самолеты, пробитые в прочих местах. Повреждения на «выживших» самолетах были не столь существенны, и укреплять их не стоило. Словом, это неверный подход – укрепить нужно было те места, в которые не влетел ни один снаряд. Ведь если бы снаряд попал в них, то самолет бы не вернулся.

Аналогичная ситуация и с финансовым рынком. Например, ПИФы. Если оценивать их историю, то можно прийти к пониманию, что они доходные. Если рассмотреть старые фонды (основанные более десятилетия назад), то явно видно, что немногие из них дошли до сегодня: часть из них стали банкротами. Те фонды, которые остались на рынке, можно назвать везучими или талантливыми. С подобным успехом можно собрать людей для игры в рулетку, поставив условие: проигравшие уходят. В конце дня стоит посмотреть на выигрыши тех, кто сидит за столом.

Этот момент стоит осознать и начать отслеживать всех участников рынка. Стоит наблюдать и за теми, у которых все кончилось так плохо, что их уже никто не наблюдает.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.