ЦБ расширит полномочия, а клиентов банков оценят по принципу светофора

ЦБ расширит полномочия, а клиентов банков оценят по принципу светофора

СМИ сообщают о том, что регулятор активно обсуждает возможность принимать участие в процессе противодействия отмыванию и обналичивании средств наравне с финансовыми организациями. Для этого ЦБ нужны новые правила оценки риска проводимых операций и внесение поправок в законодательство.

В Центробанке подтвердили работу над документом, рассказав, что в его создании принимал участие также Росфинмониторинг.

Как следует из поправок, предложенных Центробанком ко внесению в федеральный закон №115, давно прозванный в народе «антиотмывочным», регулятор совместно с финансовыми организациями создаст общую цифровую площадку для противодействия сомнительным компаниям и операциям. В рамках нового подхода к противостоянию банковского сектора и теневых элементов, всех клиентов планируется распределить в соответствии с возможными рисками на три зоны: самую безопасную – зеленую, среднего риска – желтую и наиболее опасную – красную.

Запустить единую платформу регулятор планирует в конце 2021 – начале 2022 гг. В перспективе ее работа должна обеспечить улучшение межбанковского взаимодействия и отсутствие злоупотреблений всеми игроками рынка.

«Законопроект позволит снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес. Сократится количество дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций», – пояснил представитель ЦБ.

Еще в 2019 году глава департамента финансового мониторинга валютного контроля регулятора Илья Ясинский выражал мнение о необходимости участия ЦБ в процессе проверки клиентов банков на отмывание средств. Ясинский уверен, что создание единой платформы сделает борьбу с сомнительными операциями клиентов еще успешнее, так как ЦБ «контактирует с платежными системами, кредитными финансовыми организациями, не кредитными финансовыми организациями, с федеральными органами исполнительной власти, с Росфинмониторингом, с правоохранительными органами».

Для того, чтобы регулятор приобрел право осуществлять оценку риска планируется провести корректировку текущего законодательства. Так, для расширения полномочий Банка России нужно внести поправки в ст. 4 закона «О Центральном банке» (86-ФЗ). Правки потребует и «Закон о противодействии» (115-ФЗ), в который нужно вписать право Банка России относить клиентов к одной из зон риска, после получения информации от банков о выявлении подозрительных операций.

Такое же разделение будут осуществлять и сами финансовые организации, которые напрямую взаимодействуют с физическими и юридическими лицами. Их информация будет поступать к регулятору и в Росфинмониторинг.

Сложнее всего придется клиентам из красной зоны. Они не смогут открыть новые счета в банках, проводить операции через ДБО (дистанционное банковское обслуживание) и СБП (систему быстрых платежей). Их контрагенты тоже могут столкнуться со сложностями: банк будет иметь право отказаться переводить платежи в адрес высокорискового получателя через ДБО, но у юрлица останется возможность все же осуществить перевод посредством СБП.

Как считает регулятор, большинству клиентов такой механизм будет удобен. Так как сегодня доля компаний и физлиц, условно отнесенная регулятором к зеленой зоне, равна 99% из 100%. И лишь оставшийся процент делят между собой клиенты из желтой (0,3%) и красной (0,7%) зон.
При попадании клиента в красную зону, он будет уведомлен в возникших сомнениях относительно законности его деятельности. Чтобы перейти в менее рисковую зону ему потребуется в течение полугода предоставить доказательства ее легальности: документы, справки и т.п. Что касается желтой и зеленой зон, они смогут узнать свой статус направив запрос в банк.

Эксперты разошлись в оценке готовящихся перемен. Член генерального совета «Деловой России» Алексей Мишин рассказал, что, благодаря объединению усилий регулятора и банков, снизится процент безосновательных блокировок счетов предпринимателей. Но, вполне возможно, что присутствие регулятора, станет причиной не ускорения, а осложнения принятия решений в отношении клиентов. «Клиент может попасть в красную категорию из-за подозрительных операций в других банках. В этом случае банку потребуется дополнительная информация для принятия решения, и, если ее не окажется в системе, предлагаемой Банком России, бумажная волокита может возрасти», – считает он.

Заместитель руководителя некоммерческого партнерства «Национальный совет финансового рынка» (НСФР) Александр Наумов также неоднозначно оценивает работу совместной платформы ЦБ и банков. «Банк России не видит всей информации о клиенте, которая есть у банков, и возможны ложные оценки. Это может привести к росту числа клиентов, попадающих в красный уровень», – прокомментировал он. Но при этом отметил, что такой механизм сможет снизить нагрузку на банки, которые сейчас самостоятельно производят оценку клиентов.

Партнер юридической компании «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов предупреждает, что введение принципа «светофора» многократно увеличит риски для бизнеса. «Новых механизмов реабилитации законопроект не предусматривает, а эффективность межведомственной комиссии ЦБ до сих неизвестна: статистика не публикуется, при этом рассмотрение заявлений клиентов происходит без их участия», – говорит юрист.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *