Что такое активы компании

Что такое активы компании

Активы в финансовом отчете – это любое имущество компании, которое приносит прибыль. К активам относятся оборудование, здания, транспорт, денежные средства, остатки денег на счетах и многое другое. В бухгалтерском балансе в пассивах указываются источники формирования активов: займы, собственный капитал, кредиты и т.д.

Оборотные и внеоборотные активы

Классифицировать активы можно по разным принципам. В самой финансовой отчетности активы поделены на оборотые и внеоборотные.

К оборотным активам относятся те активы, которые используются в течение одного производственного цикла. Чаще всего их срок обращения – менее 12 месяцев. Примеры таких активов:

  • денежные средства;
  • банковские депозиты;
  • производственные запасы (т.е. запасы сырья на складах);
  • готовая продукция;
  • отгруженная продукция;
  • предоплата (например, по налогу);
  • дебиторская задолженность (т.е. средства, которые контрагенты должны предприятию).

Обычно активы располагаются в отчетности в зависимости от оборачиваемости: наиболее ликвидные активы указываются наверху.

Внеоборотные активы не являются расходными материалами и используются на протяжении нескольких производственных циклов. Например, станки, транспорт или здания. В ход работы эти активы постепенно изнашиваются. Чтобы компенсировать будущие расходы на их обновление или замену, компания рассчитывает амортизацию – некий финансовый резерв.

К внеоборотным активам относятся:

  • основные средства (здания, техника, оборудование, автомобили и прочий транспорт, производственный инвентарь, скважины, места добычи и т.д.);
  • инвестиции в совместные производства и в дочерние компании (в т.ч. выданные в виде займов);
  • вложения в ценные бумаги и депозиты сроком более 1 года;
  • гудвилл (деловые связи и репутация компании);
  • амортизация;
  • отложенные расходы (уже понесенные расходы, эффект от которых проявится в будущем, а также резерв под будущие расходы).

В стабильно развивающейся компании оборотные и внеоборотные активы должны со временем расти, так как от их объема напрямую зависит мощность производства и потенциальная доходность компании.

Материальные, нематериальные и финансовые активы

Другая классификация – по характеру активов. Выделяют материальные, нематериальные и финансовые активы.

Материальные активы – это всё то, что существует физически, например, оборудование, техника, инвентарь, мебель, инструменты и т.д.

Нематериальные активы не существуют физически, но при этом имеют реальную ценность. Например, это могут быть патенты, разрешения, лицензии, ноу-хау, формулы, программное обеспечение и т.д.

Финансовые активы – это денежные средства на счете компании, депозиты, ценные бумаги, выданные займы и векселя и т.п.

По тому, какие типы активов превалируют в компании, судят о характере ее производства. Так, у производственных и промышленных компаний большую долю будут занимать материальные активы. У IT, медицинских и исследовательских компаний большую долю занимают нематериальные активы. А есть фирма занимается финансами (например, это банк, страховая компания или фонд), то большую долю займут финансовые активы.

Производственные и непроизводственные активы

К производственным активам относят ту часть имущества, которая непосредственно используется для производства готовой продукции. Например, для завода это здание цеха, производственная линия, сырье, топливо, инструменты, электричество и т.д.

Всё, что непосредственно не участвует в производстве, относится к непроизводственным активам. Например, офисная техника, автомобили, питание для рабочих и т.д.

Это разделение необходимо для определения себестоимости продукции. То, что затрачивается в ходе производства, классифицируется как прямые затраты. Непроизводственные активы считаются косвенными затратами, и их стоимость учитывается в себестоимости готовой продукции по другим формулам.

Другие типы классификации активов

Существует еще несколько способов разделения активов:

  • собственные и привлеченные;
  • ликвидные, среднеликвидные и малоликвидные (также выделяют неликвидные – например, брак, безнадежные долги и списания и т.д.);
  • валовые и чистые и т.д.

Каждый способ классификации активов позволяет инвесторам оценить тип предприятия, а также взаимосвязь и эффективность отдельных технологических процессов.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *