Эмиссией называют совокупность действий эмитента, направленная на выпуск и размещение ценных бумаг (акций, облигаций, паев, деривативов) на рынке ценных бумаг. При этом эмиссия может проходить как на организованном рынке ценных бумаг (т.е. на бирже), так и на внебиржевом (в т.ч. в рамках private placement). Обычно цель эмиссии – привлечь дополнительные средства для развития компании.
Особенности эмиссии
Под эмиссией подразумевается выпуск практически любых ценных бумаг – акций, облигаций, векселей, паевых паев, опционов, фьючерсов и т.д. Но чаще всего, говоря об эмиссии, подразумевают выпуск акций.
В России процесс эмиссии ценных бумаг строго регламентируется государством и контролируется на каждом этапе. Ответственной за контроль выступает специальная служба при Центральном Банке. Правила выпуска бумаг зафиксированы в «Стандарте эмиссии ценных бумаг».
Эмиссия может быть первичной или вторичной. Первичная эмиссия может производиться и до государственной регистрации, вторичная – всегда после регистрации. Первое публичное предложение ценных бумаг называется IPO.
Обратный процесс эмиссии – делистинг, т.е. уход ценной бумаги из обращения. Делистинг может сопровождаться погашением бумаги.
Ключевые задачи эмиссии акций
Основная цель эмиссии акций – увеличение или формирование уставного капитала на этапе создания либо развития акционерного общества. Номинал акции и дивидендная политика определяется в Уставе компании.
При этом компания может выпустить акции двух типов:
- обыкновенные – дающие право голоса;
- привилегированные – не дающие право голоса, но гарантирующие распределение прибыли в виде дивидендов.
Другие задачи эмиссии акций:
- изменение начального уставного капитала, например, его увеличение в ходе реорганизации акционерного общества;
- сплит акций (например, когда номинал акции слишком велик) или консолидация (т.е., напротив, объединение акций при малом номинале);
- поощрение сотрудников, которые оказали большое влияние на развитие компании;
- перераспределение голосов среди учредителей.
Типы эмиссии
Выделяют несколько типов эмиссии:
- частное размещение (private placement) – акции распространяются среди ограниченного круга инвесторов, например, среди учредителей;
- IPO – первое публичное предложение, т.е. размещение на бирже (акции могут покупать любые инвесторы);
- SPO – повторное размещение ценных бумаг, при этом не выпускаются новые акции, а предлагаются к продаже те, которые были в собственности у создателей компании;
- дополнительный выпуск (Follow-on) – выпускаются новые акции, размывается доля существующих акционеров.
При частном размещении акции продаются по номиналу. При публичном предложении (IPO) стартовая цена определяется андеррайтером (банком или инвестиционной компанией, организующей размещение).
Преимущества и недостатки эмиссии акции
Выпуск акций для компании несет множество преимуществ:
- это простой способ получить начальный капитал или расширить уставный капитал;
- средства, которые привлекаются через размещение акций, не облагаются налогом;
- выпуск акций – отличная альтернатива кредиту или выпуску облигаций;
- с помощью акций можно поощрить сотрудников и топ-менеджмент, а также привлечь нужных людей в совет директоров для последующего лоббирования своих интересов;
- перевод компании в статус публичной может уберечь от рейдерского захвата;
- выпущенные акции можно использовать для покупки активов и оплаты долгов;
- с помощью акций можно законно выводить прибыль из компании (путем распределения дивидендов).
Недостатки эмиссии:
- это достаточно дорогой процесс, который может и не окупиться;
- эмиссия проводится довольно долго и тщательно контролируется государством;
- выпуск акций в публичное обращение сопряжен с подготовкой большого количества отчетности и приведения бизнес-процессов в соответствии с международными стандартами;
- продажа слишком большого количества акций может привести к тому, что на компанию начнут влиять иные мажоритарные акционеры.
Но в целом эмиссия акций – это целый шаг вперед для любой компании.
Как происходит эмиссия акций
Выпуск акций проходит в несколько этапов:
- Принятие решения об эмиссии. Собственники будущего акционерного общества должны прийти к согласию относительно количества выпускаемых акций и их номинала, дивидендной политики и прочих параметров.
- Принятие решения о способе выпуска акций. Компания должна решить, как она будет распространять акции: по открытой или закрытой прописке, выберет IPO или Private Placement.
- Выпуск проспекта. Это основной документ, где указаны параметры выпуска и содержится отчетность компании. Он публикуется в открытом доступе, к нему имеет доступ любой инвестор.
- Раскрытие информации. Компания, выходящая на IPO, должна опубликовать отчетность по МСФО и пройти аудит. При частном размещении публичное раскрытие информации не является обязательным
- Госрегистрация. Составленные документы передаются на регистрацию в Центробанк. При IPO – на биржу, где планируется листинг.
После определяется дата старта продаж – и акции можно приобретать. На этом эмиссия будет завершена – акции поступают на вторичный рынок для последующего обращения.