Что такое эмиссия акций

Что такое эмиссия акций

Эмиссией называют совокупность действий эмитента, направленная на выпуск и размещение ценных бумаг (акций, облигаций, паев, деривативов) на рынке ценных бумаг. При этом эмиссия может проходить как на организованном рынке ценных бумаг (т.е. на бирже), так и на внебиржевом (в т.ч. в рамках private placement). Обычно цель эмиссии – привлечь дополнительные средства для развития компании.

Особенности эмиссии

Под эмиссией подразумевается выпуск практически любых ценных бумаг – акций, облигаций, векселей, паевых паев, опционов, фьючерсов и т.д. Но чаще всего, говоря об эмиссии, подразумевают выпуск акций.

В России процесс эмиссии ценных бумаг строго регламентируется государством и контролируется на каждом этапе. Ответственной за контроль выступает специальная служба при Центральном Банке. Правила выпуска бумаг зафиксированы в «Стандарте эмиссии ценных бумаг».

Эмиссия может быть первичной или вторичной. Первичная эмиссия может производиться и до государственной регистрации, вторичная – всегда после регистрации. Первое публичное предложение ценных бумаг называется IPO.

Обратный процесс эмиссии – делистинг, т.е. уход ценной бумаги из обращения. Делистинг может сопровождаться погашением бумаги.

Ключевые задачи эмиссии акций

Основная цель эмиссии акций – увеличение или формирование уставного капитала на этапе создания либо развития акционерного общества. Номинал акции и дивидендная политика определяется в Уставе компании.

При этом компания может выпустить акции двух типов:

  • обыкновенные – дающие право голоса;
  • привилегированные – не дающие право голоса, но гарантирующие распределение прибыли в виде дивидендов.

Другие задачи эмиссии акций:

  • изменение начального уставного капитала, например, его увеличение в ходе реорганизации акционерного общества;
  • сплит акций (например, когда номинал акции слишком велик) или консолидация (т.е., напротив, объединение акций при малом номинале);
  • поощрение сотрудников, которые оказали большое влияние на развитие компании;
  • перераспределение голосов среди учредителей.

Типы эмиссии

Выделяют несколько типов эмиссии:

  • частное размещение (private placement) – акции распространяются среди ограниченного круга инвесторов, например, среди учредителей;
  • IPO – первое публичное предложение, т.е. размещение на бирже (акции могут покупать любые инвесторы);
  • SPO – повторное размещение ценных бумаг, при этом не выпускаются новые акции, а предлагаются к продаже те, которые были в собственности у создателей компании;
  • дополнительный выпуск (Follow-on) – выпускаются новые акции, размывается доля существующих акционеров.

При частном размещении акции продаются по номиналу. При публичном предложении (IPO) стартовая цена определяется андеррайтером (банком или инвестиционной компанией, организующей размещение).

Преимущества и недостатки эмиссии акции

Выпуск акций для компании несет множество преимуществ:

  • это простой способ получить начальный капитал или расширить уставный капитал;
  • средства, которые привлекаются через размещение акций, не облагаются налогом;
  • выпуск акций – отличная альтернатива кредиту или выпуску облигаций;
  • с помощью акций можно поощрить сотрудников и топ-менеджмент, а также привлечь нужных людей в совет директоров для последующего лоббирования своих интересов;
  • перевод компании в статус публичной может уберечь от рейдерского захвата;
  • выпущенные акции можно использовать для покупки активов и оплаты долгов;
  • с помощью акций можно законно выводить прибыль из компании (путем распределения дивидендов).

Недостатки эмиссии:

  • это достаточно дорогой процесс, который может и не окупиться;
  • эмиссия проводится довольно долго и тщательно контролируется государством;
  • выпуск акций в публичное обращение сопряжен с подготовкой большого количества отчетности и приведения бизнес-процессов в соответствии с международными стандартами;
  • продажа слишком большого количества акций может привести к тому, что на компанию начнут влиять иные мажоритарные акционеры.

Но в целом эмиссия акций – это целый шаг вперед для любой компании.

Как происходит эмиссия акций

Выпуск акций проходит в несколько этапов:

  1. Принятие решения об эмиссии. Собственники будущего акционерного общества должны прийти к согласию относительно количества выпускаемых акций и их номинала, дивидендной политики и прочих параметров.
  2. Принятие решения о способе выпуска акций. Компания должна решить, как она будет распространять акции: по открытой или закрытой прописке, выберет IPO или Private Placement.
  3. Выпуск проспекта. Это основной документ, где указаны параметры выпуска и содержится отчетность компании. Он публикуется в открытом доступе, к нему имеет доступ любой инвестор.
  4. Раскрытие информации. Компания, выходящая на IPO, должна опубликовать отчетность по МСФО и пройти аудит. При частном размещении публичное раскрытие информации не является обязательным
  5. Госрегистрация. Составленные документы передаются на регистрацию в Центробанк. При IPO – на биржу, где планируется листинг.

После определяется дата старта продаж – и акции можно приобретать. На этом эмиссия будет завершена – акции поступают на вторичный рынок для последующего обращения.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.