Что такое корпоративные облигации и какова их доходность

Что такое корпоративные облигации и какова их доходность

Чтобы занять деньги, у компании есть несколько способов. Один из них – выпуск в обращение биржевых облигаций. Если облигации выпускает частная компания, то они называются корпоративные. Рассмотрим далее особенности корпоративных облигаций и способы заработка на них.

Как работают корпоративные облигации

Облигация – это долговой инструмент, который имеет две основные характеристики:

  • номинал – базовая стоимость бумаги, по которой производится погашение;
  • купон – вознаграждение инвестора, купившего облигацию, выражается в процентах от номинала.

Например, если номинал облигации 1000 рублей, а купон – 15% годовых, то инвестор, купивший бумагу, будет ежегодно получать по 150 рублей. Когда срок действия облигации истечет, эмитент (компания, выпустившая облигацию) погасит ее по номиналу (т.е. за 1000 рублей) и выплатит последний купон.

Периодичность выплаты купона может быть любая: раз в год, раз в полгода, раз в квартал или даже ежемесячно. Важно понимать, что чем чаще платится купон, тем меньше его размер относительно годовой выплаты. Например, если купон 15% годовых и выплачивается 2 раза в год, то каждые полгода инвестор будет получать по 75 рублей. Если же выплата ежеквартальная, то каждые 3 месяца инвестор будет получать по 37,5 рублей.

Таким образом, основной доход держателя облигации – проценты по купону.

Стоимость облигации

Несмотря на то, что номинал облигации фиксированный (у российских корпоративных облигаций – это обычно 1000 рублей), стоимость бумаги на бирже может быть как меньше, так и больше номинала.

Окончательная стоимость зависит от многих факторов:

  • ситуации в экономике – если растут акции, то облигации становятся менее интересными для покупки;
  • финансового состояния эмитента – если ситуация ухудшается, то облигация начинает дешеветь;
  • ключевой ставки Центробанка – если Центробанк снижает ставку, то доходность облигации тоже снижается и растет стоимость бумаги, если Центробанк повышает ставку, то доходность облигаций растет, а их стоимость – падает.

Рыночная цена показывается в торговом терминале в процентах от номинала. Например, если номинал бонда – 1000 рублей, то цена в 98,8% значит, что сейчас облигация торгуется за 988 рублей. Если цена – 102,5%, то стоимость бонда на рынке – 1025 рублей.

Доходность к погашению

Так как цена облигации на рынке постоянно меняется, то ориентироваться на купонную доходность при выборе бумаги – неправильно. Инвестор может выбрать бонд с высоким купоном, но в реальности заработает, скажем, 5% годовых.

Дело в том, что чем больше купон, тем выше к бумаге интерес инвесторов и, следовательно, ее стоимость. Если при этом Центробанк снижает ключевую ставку, то интерес подогревается дополнительно. В результате снижается доходность к погашению облигации – т.е. реальная доходность инвестора, которую он получит при погашении облигации по номиналу.

Например, если цена облигации – 1010 рублей при номинале 1000 и до погашения остался 1 год (2 выплаты по 75 рублей), то доходность к погашению составит: ((1010 – 1000) + 2 * 75) / 1000 * 100% = 14%, в то время как купонная доходность составляет 15%.

Словом, если облигация стоит дороже номинала, то доходность к погашению будет меньше купонной. Если дешевле номинала – то выше купонной.

Кроме того, есть эффективная доходность к погашению. Она рассчитывается с учетом того, что инвестор будет реинвестировать все полученные купоны. В результате эффективная доходность к погашению на несколько значений выше простой доходности к погашению.

Амортизация и оферта

При выборе корпоративных облигаций нужно обращать внимание на наличие амортизации и оферты.

Амортизация – это постепенное погашение номинала облигации, т.е. эмитент не только платит купон, но и постепенно возвращает «тело» облигации инвесторам. Амортизация удобна тем, что снижает долговую нагрузку эмитента, а держателю облигации позволяет быстрее получить свою инвестицию назад. С другой стороны, амортизация уменьшает номинал и, следовательно, купонный доход.

Оферта – это публичное предложение о выкупе облигации. При желании в дату оферты инвестор может погасить облигацию по номиналу. В большинстве случаев это имеет смысл, так как после оферты эмитент имеет право изменить размер купона – вплоть до символических 0,01% годовых.

Начинающим инвесторам лучше избегать покупок корпоративных облигаций с офертой – либо продавать их до наступления этого события.

Виды корпоративных облигаций по эмитенту

В целом, чем выше доходность облигации, тем выше риски. Менее надежные эмитенты склонны к дефолту, и чтобы привлечь инвесторов, предлагают высокое вознаграждение в качестве премии за риск. В связи с этим начинающим инвесторам лучше не связываться с высокодоходными облигациями, а если и покупать – то тщательно распределять риски.

Какие условные категории облигаций можно выделить и какова их доходность:

  • облигации государственных компаний (Сбербанка, Газпрома, ВТБ, ВЭБ, Транснефти, ГТЛК и т.д.) – самые надежные бонды, доходность близка к безрисковой ставке и находится в районе 6-8% годовых;
  • облигации биржевых компаний, т.е. частных компаний, которые имеют листинг на Мосбирже (Лукойл, АФК Система, Альфа-Банк, Северсталь, Обувь России и т.д.) – они менее надежные, но, скорее всего, не допустят дефолтов, доходность по ним достигает 8-11% годовых;
  • мусорные облигации, т.е. облигации частных компаний с низким кредитным рейтингом – они имеют самую высокую доходность – от 11% до 15% годовых, но вероятность дефолта по ним очень высока (Быстроденьги, Белуга Групп, Дядя Дёнер и многие другие, главным образом – финансовые, лизинговые и транспортные компании).

В целом корпоративные облигации – очень интересный инструмент, который поможет инвестору разнообразить корзину его активов, особенно при правильном выборе и соблюдении баланса между мусорными бумагами и бондами надежных эмитентов.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.