Как национальная сеть «Детский мир» провела IPO и собрала 21,1 млрд. рублей

Все родившиеся в бывшем СССР помнят звучное название «Детский мир», которое принадлежало большим магазинам игрушек в Москве. После распада союза, розничная сеть магазинов детских товаров стала акционерным обществом, контрольный пакет акций – 70,5% купила компания АФК «Система». К концу 90-х компания превратилась в национальную сеть «Детский мир» с широким представительством по всей территории России, а также в Казахстане.

В 2016 году сеть детских супермаркетов продала часть своих акций (23,1 %) Российско-китайскому инвестиционному фонду. 

Кроме детских супермаркетов, «Детский мир» владеет розничной сетью магазинов «ELC — Центр раннего развития».

Первоначальное размещение акций привлекло 21,1 млрд. рублей

10 февраля 2017 года ретейлер детских товаров провел первоначальное размещение акций на Московской фондовой бирже.  Всего было предложено 216,5 млн. акций, первоначальная цена которых составила 84 рубля. Перед началом торгов рыночная капитализация «Детского мира» составляла 62,8 млрд. рублей. Акции компании были включены в первый список ценных бумаг.

Оценка акций «Детского мира», предложенная российским ретейлером, была предельно высокой, она базировалась на опыте оценки продуктовых ретейлеров, таких как «Лента» или «х5». По мнению многих экспертов, торговля детскими товарами более подвержена рискам, чем бизнес на товарах первой необходимости, поэтому при выборе мультипликатора лучше ориентироваться на нижнюю границу ценового диапазона.

По итогам IPO, было получено 21,1 млрд рублей, что на 3 млрд. рублей больше, чем планировалось.

Кроме размещения на торгах акций главного акционера «Детского мира», компании «Система», часть своего пакета акций продала и РКИФ. Таким образом, в ходе торгов было продано 33,55% акций ретейлера детских товаров, а акционеры «Системы» сохранили за собой контрольный пакет акций.

В ходе первоначального размещения, в «Детский мир» вложились инвесторы из-за рубежа, преимущественно европейские и американские владельцы акций.

Что изменилось после проведения IPO в сети «Детский мир»

Со времени проведения торгов, капитализация сети детских супермаркетов не изменилась и на начало февраля 2020 года, оценивалась в 65 млрд. рублей. Стоимость акций детского ретейлера после непродолжительного роста в 2017 году до 105 -110 рублей, стабилизировалась и торгуется в районе 86 – 90 рублей за ценную бумагу.

Накануне проведения IPO «Детский мир» являлся одной из самых бурно развивающихся компаний России. Количество супермаркетов сети составляло 525 магазинов. Сейчас у сети 743 магазина в России и Казахстане, что на 41% больше. Торговая площадь увеличилась на 29%.

За 3 года выросла выручка компании, в 2018 году превысив 110 млрд. рублей, а чистая прибыль увеличилась на 45% до 11,8 млрд. рублей.

В ближайших планах у «Детского мира» расширение сети за пределами России. До 2022 года планируется открыть 25 новых магазинов в Казахстане и Беларуси. Всего за следующие 3 года детский ретейлер собирается открыть 200 новых точек.

Кроме того, менеджмент компании активно развивает онлайн – направление. С 2011 года среднегодовой рост продаж детских товаров через интернет составил 116%, достигнув 7,8% в общем объеме выручки компании.

Почему акции компании «Детский мир» не растут?

Несмотря на кажущимися привлекательными рост прибыли и расширение бизнеса, акции российского ретейлера как будто застыли на месте. Такая ситуация объясняется рядом причин. 

Во время проведения IPO акции компании купили крупные игроки, которые рассчитывают на долгосрочную перспективу, ожидая более справедливую цену. Поэтому, реальный Free Float (часть акций, находящихся в свободном обращении) низкий, а ликвидность на невысоком уровне.  Если на рынок придут серьезные инвесторы и захотят купить акции в приемлемом количестве, цена их взлетит. Единственным выходом, способным изменить ситуацию, является проведение SPO или обратной покупки акций, что положительно повлияет на актив компании, и раскроет настоящую стоимость акций.

Резюме

До начала 2020 года акции российских компаний продолжали оставаться привлекательными для инвесторов. Особый интерес представляют большие розничные сети, которые развиваются вне зависимости от экономической ситуации в стране.

 Для частных инвесторов, заработать на котировках российских ценных бумаг можно также во время проведения SPO, когда акции продаются по сниженной цене. В этом случае нужно обратить внимания на источник акций, является ли это дополнительной эмиссией или продажей доли крупного инвестора.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *