Как вернуть страховку по кредиту

Как вернуть страховку по кредиту

Страховка – важный и нужный инструмент, особенно при оформлении кредита. Обычно плательщики заключают договоры страхования на случай увольнения, потери трудоспособности и смерти – при наступлении такого случая страховая компания погашает кредит вместо клиента. Но в ряде случаев страховка становится неактуальной – например, если заемщик уже справился с погашением кредита, у него уже есть другая страховка или клиент просто передумал. Как и когда можно вернуть уплаченные в качестве страховой премии деньги?

В каких случаях можно потребовать возврата страховки

Существует две законные возможности вернуть страховку по кредиту. Первый – в так называемый «период охлаждения», второй – в случае досрочного погашения кредита.

«Период охлаждения» ранее устанавливался банками индивидуально и длился от 3 до 30 дней в зависимости от программы (обычно буквально 5-7 дней). По коллективным страховкам этого периода не было вообще.

После многочисленных жалоб застрахованных лиц правительство навело порядок. Сейчас «период охлаждения» установлен указанием Банка России от 21.08.2017 года № 4500-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Он составляет 14 календарных дней.

То есть, если заемщик в течение 14 дней раздумал пользоваться страховкой, то он может без проблем обратиться в страховую компанию, расторгнуть договор и получить уплаченные деньги назад. Причем без объяснения причин и «санкционных» действий со стороны банка.

В случае досрочного погашения кредита также можно потребовать возврата части страховой премии. Например, если вы были застрахованы на 3 года, а погасили кредит через год, то сможете вернуть примерно 2/3 страховой премии.

Однако некоторые компании устанавливают минимальную сумму страховой премии, которая не возвращается даже при досрочном погашении – обычно 40-60% от платежа. Например, если сумма страховки – 100 000 рублей, то 50 000 рублей списываются в пользу компании в первый же день действия полиса. И если заемщик погасил кредит, например, через месяц, то получит только половину средств.

Поэтому нужно внимательно изучать договор страхования, чтобы понимать, на что придется рассчитывать.

Как оформить возврат

Для оформления возврата страховки необходимо направить в страховую компанию письменное заявление. Простого звонка или электронного письма недостаточно – нужен именно официальный документ.

Обратите внимание: договор страхования вы могли заключать в банке, но обращаться нужно не в банк – а именно в ту страховую компанию, которая указана в договоре.

Способов подачи заявления два: лично прийти в страховую компанию либо направить документы по почте. Причем датой подачи заявления будет считаться дата отправки письма, а не его фактического получения.

Заявление заполняется в свободной форме. Нужно будет указать:

  • свои данные;
  • данные договора страхования;
  • сумму, которая подлежит возврату;
  • способ возврата средств – наличкой в руки заявителю (либо доверенному лицу) или переводом на банковский счет.

В течение 10 дней заявление должны рассмотреть и осуществить возврат средств.

Также к заявлению желательно приложить копию договора страхования и квитанцию об оплате средств.

Что делать, если пришел отказ в возврате

В случае, если страховая прямо отказывает в возврате страховки или тянет время, выходя за 10-дневный срок, то можно сделать одно из двух:

  • направить жалобу в Центробанк России в виде письма по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12;
  • обратиться в суд по вашему месту жительства.

Но суд – это крайняя мера. Как правило, страховые компании оперативно реагируют на обоснованные жалобы, так как в случае многократных нарушений ЦБ РФ может отобрать у них лицензию.

Если же дело дошло до суда и ваш иск удовлетворят, то вы получите судебный приказ, который обязателен к исполнению. Его достаточно отнести приставам – они сами спишут со счета страховой компании все положенные средства.

Так что не нужно бояться оформлять возврат страховки – этот процесс значительно упрощен, а Центробанк стоит на страже интересов простых клиентов.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *