Минфин планирует посткризисный бюджет

Минфин планирует посткризисный бюджет

Разросшийся госдолг и значительное сокращение доходов казны в совокупности с мерами социальной поддержки населения и экономических льгот для бизнеса заставят государство корректировать статьи бюджета на период 2021-2023 гг.

По плану министерства Финансов, наступающий 2021 год должен стать сложным из-за переходного периода, когда поступления в казну еще не вернутся к уровню 2018-2019 года, а расходы еще будут превышать средний показатель последних лет.

И если в 2020 году правительство делало послабления для предприятий малого и среднего бизнеса и социально незащищенных слоев (пособия, налоговые и кредитные каникулы и т.п.), то в последующие годы будет обратный переход, от расходования казны к сбору средств в нее.

На сегодняшний день для оптимизации бюджета уже предпринят ряд мер, таких как пересмотр статей расходов, сокращение расходов на госпрограмму по вооружению на 5%, а также временная заморозка индексации оклада чиновников.

Кроме вышеперечисленного, правительство объявило о новых шагах в данном направлении, затронувших по большей части сферу налогообложения: отмене льгот НДПИ для сверхвязкой нефти, налог на вклады населения свыше 1 млн рублей, новое исчисление ставок налога на дивиденды и т.д.

Часть осуществляемых преобразований была озвучена президентом страны Владимиром Путиным, например повышенный налог (15%) для тех, кто зарабатывает от 5 млн рублей в год. Однако не обошлось и без «сюрпризов». Так, недавно производители табака были поставлены перед фактом о планируемом повышении на 1/5 часть акцизов на табачную продукцию. Пожалуй, большей неожиданностью стало только увеличение НДПИ в химической и металлургической отрасли.

Как предполагает Минфин, за весь 2020 год поступления в бюджет будут закреплены на уровне немногим менее 18 трлн рублей, что составляет 17% ВВП. В будущем же году министерство намерено получить порядка 19 трлн рублей, что больше, чем в текущем, однако, уступает докризисному плану, составленному в 2018-2019 годах около 3 трлн рублей.

В последующем ситуация разрешится благодаря пополнению средств из нефтяной и металлургической отрасли. При этом чиновники надеются на рост цен в нефтяной отрасли и стабильном уровне нефтедобычи. А вот другие доходы казны пока прогнозируются на том же уровне, что и сегодня, составляя порядка 11% ВВП.

Что касается расходов казны, то Минфин постарается скорректировать их к показателям 2019 года, правда, изменение получится постепенным – в 2021 году государство потратит на 300 млрд больше, а в следующим за ним 2022 – на 550 млрд меньше плана, составленного в докризисное время.

Среди самых главных направлений расходования средств в приоритете на 2021-2022 гг. останется социальная сфера, на нее государство выделит (на 8% в 2021 и 10% в 2022 г.) больше, чем планировалось до начала пандемии.

Перераспределение средств коснется и других областей. Так, аналитики подсчитали, что в 2021 году траты на национальную экономику впервые обгонят расходы на оборонную отрасль (3,37 трлн рублей и 3,11 трлн рублей соответственно). Причина в мерах поддержки государства, направленных для минимизации негативных последствий спада производства из-за коронавируса.

Что касается бюджетного дефицита, то его сокращение планируется производить за счет внутренних и внешних займов, в результате чего эксперты прогнозируют рост госдолга с 12,3% ВВП до 21% ВВП к 2023 году. Как прокомментировал глава счетной палаты Алексей Кудрин, рост госдолга «в ходе трехлетки до 21% ВВП не является критическим для нашей экономики. Это нормальный уровень госдолга».

В целом, план бюджета на ближайшие годы готов. Однако в него не заложены риски повторного пика пандемии и резкого падения цены на нефть, хотя в целом такая вероятность имеется.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.