В России может заработать «конвейер» для компаний, собравшихся на IPO

В России может заработать «конвейер» для компаний, собравшихся на IPO

Первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов заявил о необходимости создания специальной среды, которая поможет российским компаниям расти и находить инвесторов на бирже.

По мнению Швецова, на текущий момент на отечественном рынке проведения первичных публичных размещений существует достаточно много проблем.

«Действительно, макроэкономически рынок капитала не стал источником капитала для российских компаний, хотя последние IPO были достаточно успешные, но они находятся в области IT-компаний, которые реализуют новые бизнес-модели с помощью IT-технологий», – рассказал он на совещании Министерства финансов и Центробанка по стратегии развития финансового рынка на срок до 2030 года.

На совещании Швецовым было предложено создать «конвейер поддержки IPO», призванный способствовать росту и привлечению средств путем размещения на фондовом рынке.

«Защита инвесторов, к сожалению, не стала приоритетом государства [в отношении] как публичных компаний, так и растущих компаний. Поэтому на графике [объемов IPO по странам] Россия еле видна», – объяснил свою точку зрения первый зампред ЦБ.

Он также пояснил, что вложения в капитал компаний вполне способны стать источником средств для модернизации экономики и покрытия CAPEX (капитальных затрат компаний).

«Нам нужно об этом серьезно задуматься. Если мы не создадим конвейер поддержки растущих и перспективных компаний с последующим их выходом на IPO, то только на долговом финансировании будет достаточно сложно растить нашу экономику», – заметил Швецов.

Негативное влияние на планы проведения публичного размещения компаний на бирже оказал не только мировой экономический кризис из-за пандемии, последствия которого постепенно преодолеваются. Во многом снизили активность впервые размещающих бумаги компаний санкции США и стран Евросоюза, череда которых началась после присоединения к РФ Крыма. С момента введения первых санкций в 2014 году и до прошлого года отечественные компании практически не размещались на российских и зарубежных площадках.

В 2020 году ситуация изменилась к лучшему, в течение года были проведены 22 сделки по выпуску акций и других ценных бумаг. Их общий объем составил 7,7 млрд долларов. Но около 60% этой суммы принес повторный листинг – SPO, а не IPO компаний.

Всего в 2020-2021 году осуществили первичные размещения ритейлер Ozon (на бирже NASDAQ), морской перевозчик «Совкомфлот» и застройщик «Самолет» (на Мосбирже), ритейлер Fix Price (в Лондоне и Москве). Кроме того, в текущем году заявили о подготовке к IPO еще несколько компаний, таких как инвестбанк UBS и золотодобывающая компания GV Gold.

Однако это по-прежнему капля в море. Например, в США за 2020 год компании на первичных размещениях бумаг поставили абсолютный рекорд по привлечению средств, получив 167 млрд долларов. Немногим менее половины этого роста была реализована сделками SPAC (Special Purpose Acquisition Company), то есть теми структурами, которые привлекающие средства для будущих сделок по слиянию и поглощению.

В связи с этим власти РФ обсудили вопрос создания законодатtльной базы для механизма работы SPAC в России. Данный пункт был включен в дорожную карту по формированию и развитию механизмов инвестиционного развития.

По традиции IPO и SPO (первичное и вторичное размещение бумаг) наиболее интересны крупным, институциональным игрокам. Однако частные инвесторы тоже интересуются этими темами, поэтому им всё чаще предоставляется возможность приобрести акции в ходе IPO. Такие услуги на сегодня доступны через большинство брокеров.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.