Яндекс

Яндекс

История ошеломляющего успеха Яндекса после проведения IPO

Если вы активный пользователь интернета, то конечно же вам знакомо слово «яндекс» — это название самого популярного российского поисковика. Но не каждый знает, что Яндекс еще и публичное акционерное общество, успешно размещающее свои ценные бумаги на мировых рынках. 

Компания создавалась в 2000 году как поисковый механизм российского сегмента интернета, но со временем превратилась в огромный холдинг, предоставляющий более 50 сервисов разного направления.  Местом регистрации главного акционерного общества российского поисковика — Yandex N.V., стали Нидерланды.

С 2004 года Яндекс в российском сегменте интернета выходит на первое место, увеличив на начало 2011 года долю на рынке до 75%. Основным источником дохода компании является система контекстной рекламы Яндекс Директ, которую поисковик размещает на страницах с контентом. Также в сфере E-commerce у компании есть своя платформа – «Яндекс – маркет».

В уставном капитале Яндекса находится 250,3 млн. акций класса «А», которые можно продавать на биржах (имеют 1 голос) и 70,9 млн. акций класса «B», которые не продаются на бирже (имеют 10 голосов).  Доля инвестиционных фондов в общем пакете акций не превышает 15%.

Стоимость Яндекса выросла на 3 млрд. долл. за несколько часов

Изначально российский поисковик планировал разместиться по цене 22 долл. за акцию, но накануне IPO, цену подняли до 25 долл.  Всего Яндексу удалось собрать 1.3 млрд. долл., что намного больше, чем планировалось. В ходе торгов было продано 52,2 млн. акций или 17,6% от общего объема, имевшегося на руках у акционеров. 

24 мая 2011 года на бирже Nasdaq начались открытые торги по акциях российской компании. В первые же часы цена возросла до 35 долл. Всего капитализация Yandex N.V. возросла до 11 млрд. долл., что на 3 млрд. больше, чем оценивалась компания накануне. Покупателями ценных бумаг стали инвесторы преимущественно из США и Европы с перспективой долгосрочного вложения.

Удачное размещение акций российского поисковика объясняется большим интересом международных инвесторов к IT – компаниям из России. Учитывая Mail.ru Group, это вторая высокотехнологическая компания из стран СНГ, которая вышла на мировой рынок. В IPO активное участие принимали фонды, специализирующиеся на инвестициях в IT – секторе, аккумулирующие значительные объемы денежных средств.

Кроме того, на успех IPO повлияло и то, что инвесторы хорошо понимали цели компании. Для Яндекса важно было не само размещение акций с целью привлечение денег, так как у поисковика было достаточно собственных средств, чтобы нормально развиваться дальше. Важен был сам факт выхода на международные рынки и фиксация полученной прибыли. К тому же, в отличии от IPO других компаний, главные акционеры Яндекса не выходили на пике рынка, оставляя инвесторов один на один с компанией.

3 июня 2014 года на Московской фондовой бирже был произведен листинг акций компании Яндекс. Ценные бумаги российского поисковика включили в котировальный список №1 – А, где размещаются самые престижные ценные бумаги компаний с высокой ликвидностью и прозрачным ведением бизнеса.

Акции российского интернет- холдинга продолжают расти

После публичного размещения, компания Яндекс продолжила свою экспансию на мировом рынке. Активно развивается международный поисковик yandex.com, количество российских пользователей с 2011 года выросло до 60 млн. человек.  Создан собственный сервис вызова такси «Яндекс Такси», который объединившись с компанией «Uber» стал крупнейшим на территории стран СНГ. Также IT – компания обзавелась собственным сервисом электронных платежей «Яндекс деньги» с выпуском дебетовых платежных карт, активно внедряется разработанный компанией «Яндекс – браузер».

По состоянию на 1 февраля 2020 года капитализация российской IT-компании превысила на Московской фондовой бирже 1 трлн. рублей или 15, 6 млрд. долл. При этом, стоимость 1 акции составляла 3068,4 рубля или 48 долл., что почти в 2 раза больше, чем при первоначальном размещении.

 Максимальная чистая прибыль, которую удалось достичь компании за последние 10 лет — 48 млрд.  рублей в 2018 году. 2019 год IT – холдинг закончил менее удачно с 13 млрд. рублей чистой прибыли.

Резюме

Инвестировать в топовые российские компании достаточно выгодно в среднесрочной перспективе. Так как российский рынок характеризуется динамичным ростом от одного кризиса к другому, главное правильно определить начало кризисных явлений, чтобы вовремя вложить деньги на растущем рынке, а также вовремя закрыть сделки, когда рынок падает.   Немаловажно следить за конъюнктурой российского бизнеса, выбирая только самые перспективные и долгоиграющие направления.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.