Платформам могут запретить работать с физлицами

Платформам могут запретить работать с физлицами

В понедельник 4 октября отечественный Центр стратегических разработок предложил ввести запрет на сотрудничество маркетплейсов с физлицами, не имеющими статус самозанятых или ИП. По мнению авторов документа, мера должна способствовать выходу из тени физлиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Если инициатива найдет поддержку у властей, то для онлайн-платформ останется возможность официально сотрудничать с обычными физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ИП) или самозанятыми, только по трудовому договору. То есть, договоры ГПХ между маркетплейсами и физлицами уйдут в прошлое.

Проект документа был представлен недавно на первой встрече рабочей группы по регулированию платформенной занятости. По данным СМИ, на самом заседании присутствовали сотрудники налоговой службы, а также представители экосистем IT-компании Яндекс и Mail.ru и еще нескольких площадок, агрегаторов.

Специалисты ЦСР в ходе обсуждения отметили, что интернет-отрасли необходимо специальное регулирование вопроса занятости на онлайн-платформах, выполняющих роль связующего звена между заказчиками и исполнителями. В частности, под определение онлайн-платформ в настоящее время попадают почти все агрегаторы такси, сервисы по оказанию услуг, доставки еды и не продуктовых товаров, а также образовательные интернет-проекты.

Отсутствие возможности заключать ГПХ договоры между физлицами без статуса ИП и самозанятых и площадками призвано снизить интерес в серых выплатах, т.е. не декларируемых суммах.

По ожиданиям авторов документа, перемены коснутся порядка 9% исполнителей, которые на текущий момент работают с онлайн-платформами. Это почти вдвое больше, чем доля сотрудничающих с маркетплейсами ИП, и существенно меньше доли самозанятых или физлиц, работающих с площадками по трудовому договору (доля самозанятых – около 55%, физлиц по ТК РФ – 33%).

Кроме того, центр заявил о необходимости установить обязательный информационный обмен между платформами и ФНС, причем сделать это на законодательном уровне. Механизм осуществления обмена в этом случае будет выглядеть так: компании-посредники (например, курьерские службы) будут отправлять сведения о режиме налогообложения каждого сотрудника/партнера онлайн-платформам, а те – поставлять информацию в налоговую.

Как говорят источники в ведомстве, единого мнения о том, насколько своевременно и целесообразно вводить подобные обязательства и ограничения, у участников обсуждения пока нет.

В пресс-службе Министерства труда, которое также принимает участие в работе рабочей группы, сказали, что на текущий момент кажется существенным обеспечение «поддержки гражданам в сложные периоды».

Меж тем представители онлайн-платформ выразили некоторую обеспокоенность внесенными предложениями. Например, представитель службы агрегатора такси «Ситимобил» объяснил точку зрения бизнеса тем, что «запрет на одну из форм сотрудничества платформы и исполнителя может негативно сказаться как на развитии самой компании, так и на отрасли в целом». Однако он также уточнил, что его компании запрет на заключение договоров ГПХ с обычными физлицами не коснется, так как партнеры агрегатора являются либо ИП, либо юрлицами.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *