По «индексу бигмака» рубль – одна из самых недооцененных валют в мире

По «индексу бигмака» рубль – одна из самых недооцененных валют в мире

Журнал Economist рассчитал, что в соответствии с «индексом бигмака» рубль справедливо считать одной из самых недооцененных валют в мире. Идея «индекса» заключается в том, что цены на продукты и прочие товары во всех странах должны стоить одинаково (исходя из их некой «внутренней» стоимости), а если это не так – то валюта страны являются переоцененной или недооцененной.

Так, бигмак – ключевой продукты линейки сети быстрого питания McDonald’s, в начале 2021 года в России стоил 135 рублей, а в США – 5,66 доллара. Если стоимость бигмака в долларах разделить на рублевую стоимость, то получится «справедливый курс» 23,85 рублей (в реальности курс доллара превышает 73,6 рублей, т.е. выше более чем в 3 раза). Таким образом, по мысли исследователей, рубль недооценен более чем в 3 раза. Сильнее недооценена в мире только одна валюта – ливанский фунт.

Другая методика расчета «индекса бигмака» – с учетом уровня ВВП на душу населения. Эксперты полагают, что в странах с низким уровнем ВВП на душу населения товары стоят дешевле, чем в более богатых. Если считать «индекс бигмака» с поправкой на этот показатель, то оказывается, что рубль недооценен на 47,3% – сильнее, чем любая другая мировая валюта.

Надо отметить, что «индекс бигмака» достаточно часто критикуется. Некоторые эксперты полагают, что он имеет больше отношения к оценке паритета покупательской способности, чем к оценке «справедливости» валютного курса.

Так, в январе 2014 года бигмак стоит 89 рублей, когда курс доллара составлял 33 рубля. Таким образом, за 7 лет бигмак подорожал всего в 2 раза, в то время как рубль упал в 2,5 раза. Как отмечает управляющие ИК «Регион» Валерий Вайсберг, McDonald’s обеспечила сдерживание цены бигмага либо за счет уменьшения порции или калорийности (т.е. используя эффект так называемой шринкфляции), либо за счет управления издержками. Учитывая, что размер бигмака и его калорийность остались на прежнем уровне, был реализован второй вариант. Следовательно, нужно отметить мастерство управляющих McDonald’s.

Представитель ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк отмечает, что покупательская способность рубля благодаря низким издержкам и импортозамещению при производстве продуктов питания выше, чем у валют других развивающихся стран. Поэтому при измерении недооцененности рубля «индекс бигмака» использовать некорректно – правильнее опираться на эффективный курс рубля.

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *